Skip to content

История

Религия и мифология древних египтян

Чтобы желание исполнилось, надо сначала вложить его в свое сердце, а потом произнести слово. Об этом знали в Древнем Египте, и именно так создавался Мир из первозданного Хаоса. Религия и мифология древних египтян дают нам ключ не только к пониманию Древнего Египта, но и самих себя. Вначале было Cлово, это мы знаем. Но первыми это узнали древние египтяне.

религия древних египтян фото

Слово и сердце

Закричал отчаянно Атум и изо всех сил рванулся из пучины океана, и стал он первым богом-демиургом (создателем), от которого произошли все другие божества Древнего Египта.

Всего богов было порядка семисот из-за протяженности Древнего Египта в пространстве (около  1000 км) и времени (3 тысячелетия). Каждый район Египта имел своих почитаемых богов. Вносила коррективы в особенности религиозных культов и временная протяженность египетской цивилизации. За три тысячи лет ее существования даже самые устойчивые каноны будут претерпевать изменения. Так что картина мифологии древних египтян очень пестрая и неоднозначная. Поэтому все постулаты египтологии– это, скорее, гипотезы. И все-таки есть нечто, что четко просматривается и создает то, что мы называем сутью вещей.

Что же было главным в мировосприятии древних египтян? Ведь приблизившись к ответу на этот вопрос, мы сможем лучше понять их, а значит, и себя…

Люди появились из слез

Люди появились из слез, но слез радости. Когда вырвался Атум из океана хаоса Нун, то создал демиург холм земли Бен-Бен – через сердце и слово. А потом, оплодотворив сам себя, проглотив семя, «выплюнул» бога воздуха Шу и богиню влаги Тефнут. Но потерял он своих детей, а когда нашел, то заплакал от радости, и из его слез появились люди.

От этой пары появились бог земли Геб и богиня неба Нут. Они в свою очередь произвели на свет Осириса – бога плодородия, которому суждено было стать хранителем загробного мира, но и символом возрождения и плодородия, и Исиду – воплощение земного начала. А также бога по имени Сет, способного метать громы и молнии, и богиню Нефтиду, владычицу всего неявленного и нематериального.

Этот пантеон богов – эннеада — почитался в Гелиополе (сейчас — территория Каира), одном из главных религиозных центров Древнего Египта.

Религия Солнца

Итак, первым был Атум, он же Ра, Амон, Птах. Напомним, что метаморфозы в масштабах 1000 км/3000 лет вполне закономерны.

Ра – бог Солнца, Гелиополь – город Солнца. Многие божества Древнего Египта имели двойное имя с приставкой «Ра», указывающей на их солнечную, светлую, природу. Амон-Ра, бог небесного пространства, Хорахти-Ра, бог утреннего солнца…

Кстати, воплощением утреннего солнца был и Хепри. А вечернее солнце олицетворял Атум, «по совместительству». (Еще одна метаморфоза).

Но здесь важно понять, какое основополагающее место занимало Солнце в религии Древнего Египта. Какая она солнечная, светлая, а значит, жизнеутверждающая!

Собрала, оживила, слепила и зачала

И этому есть немало подтверждений. Известный миф о воскрешении Осириса его женой-сестрой Исидой, пожалуй, ключевой момент всей религиозной философии не только Древнего Египта, но и последующей христианской. Идея возрождения — основа основ жизни и веры в жизнь.

Собрала Исида по кусочкам разрубленное Сетом тело Осириса, окропила мертвой и живой водой (не правда ли, что-то знакомое?). Слепила из глины самое важное, ту часть, которой не хватало, обернулась птицей, накрыв его телом и крыльями, и зачала новую жизнь. И Осирис ожил, хоть и в новой ипостаси, став царем потустороннего мира. Не путать с подземным! Иной мир – это гораздо более широкое и высокое понятие – те же звезды, в которые воплощается душа.

 И новый бог родился по имени Хор, бог небесной лазури, благородный, как сокол, тоже солнечный. Его изображали с головой сокола.

Крылатый скарабей

 

мифы древних египтян фото А вышеупомянутый Хепри ассоциировался со скарабеем и изображали с головой этого жука. Иногда скарабею добавляли крылья, и получался вообще фантазийный образ. Навозный жук с крыльями да еще олицетворяющий солнце и чуть ли не свободное парение. Как же так? Где ж тут логика? А ответ прост. Египтяне знали, что навозный жук откладывает личинки в трупы или навоз и катает свои драгоценные шарики. Из мертвой материи рождается новая жизнь. Возрождение. Жизнеутверждающий Скарабей. И вот уже не навозный шарик катает жук, а божественный Скарабей катает солнечный шар!

«Фараон-еретик», верный Солнцу

Тысячелетия египтяне оставались верны своим солнечным богам, и даже фараон-еретик Аменхотеп IV, основавший новую религию с культом Атона и взявший себе имя Эхнатон, не отошел от главного – поклонению Солнцу. Атон – это солнечный диск, а значит, суть оставалась прежней, только без множества божественных персонажей и множества жрецов, претендовавших на власть.

После Эхнатона все вернулось на круги своя. Тутанхатон стал Тутанхамоном, живое воплощение Амона, а его жена Анхесенатон получила имя Анхесенамон, живет она для Амона.

Добрые «боги-звери»

И вернулись прежние боги. На первый взгляд их странный облик со звериными головами может показаться странным и даже зловещим, но солнечная религия не может быть мрачной. А значит, и египетские боги в своем большинстве вовсе не злые, а совсем даже наоборот.

Добавляя к божественной сущности природу священного животного или птицы, египтяне не принижали своего бога, а наоборот, придавали ему больше могущества, силы и чистоты. Вспомним, что природа всегда нравственна, хоть и бывает жестока, как и ее дети-звери.

Даже Сет, погубивший своего брата Осириса, тоже ведь не такой уж и злодей. На месть у него были причины: измена жены Нефтиды с его братом Осирисом – более чем веский повод. Сет стал олицетворением страсти, стихии, — тоже вещи не последние в этой жизни.

Немного мрачный Анубис, изображавшийся в виде элегантной собачки-шакала. Но так ведь ему «по службе» положено быть таким. И при этом изображения Анубиса можно было встретить только в усыпальницах и заупокойных храмах. На этот свет ему был путь заказан. Чего не скажешь о современных ценителях египетской мифологии. Статуя Анубиса в аэропорту Денвера (учреждения отнюдь не ритуального) с точки зрения древних египтян – абсолютный нонсенс!

Жизнелюбие по обе стороны бытия

Впрочем, у египтян даже вещи из гробниц производят отнюдь не тягостное впечатление. А опять же — жизнеутверждающее. С собой на тот свет древние египтяне хотели взять все, вплоть до бытовых мелочей: любимую чашечку, косметический набор, духи, украшения и все, что душе угодно. Чтобы и Там было хорошо.

А какие фрески на стенах гробниц! Сцены суда Осириса не подавляют, а дают надежду на хороший исход и дальнейшую жизнь на райских полях, где, кстати, немало работы. Но под солнцем, среди райской зелени цвета вечно возрождающейся жизни.

Да и как иначе! Жизнелюбие древних египтян создавало пары почти для всех богов. У каждого бога – жена или «подруга». Осирис – Исида, Хор – Хатхор… Даже у первозданного океана-хаоса Нун была напарница женского рода Нуанет. В помощь и для гармонии. Последнее, наверно, более точно.

Свет, жизнелюбие, гармония. Триединое кредо, запечатленное в религии и мифах древних египтян. А еще — сердце и слово, способные творить чудеса, если вера сильна и помыслы чисты.

религия Египта фото

Designed using Brigsby. Powered by WordPress.