История
Тайна древних египтян
Египет хранит немало тайн, но, пожалуй, одной из самых волнующих является так и не полученный ответ на вопрос: кто эти люди, основавшие великую цивилизацию на Ниле? Тайна древних египтян с неослабевающей силой продолжает волновать ум и чувства нынешнего населения планеты. И хотя современниками древних египтян были и другие цивилизации, но именно Древний Египет стал магическим магнитом интереса ученых и самой широкой публики.
Истоки всего – на берегах Нила
Современная цивилизация, породившая массу планетарных проблем, в поиске выхода закономерно обращается к истокам. Постигая прошлое, можно приблизиться к пониманию настоящего и будущего. И самый сильный интерес вызывает именно Древний Египет.
С рациональной точки зрения это не объяснить. В силу вступает интуиция, даже там, где ее не приветствуют, и даже у тех, у кого она не бывает востребована. Древний Египет поет свою песню потомкам, как факир играет на дудочке, завораживая кобру. У нас нет утонченности змеи, но мы все-таки ведемся на зов магии, тайны и непостижимого, догадываясь, что это касается каждого. Даже в большей степени, чем можно предположить и ожидать.
Шестое чувство нам подсказывает, что наши истоки там, на берегах Нила. И как когда-то Наполеон пристально смотрел в лицо мумии Рамзеса Второго, словно пытаясь найти ответы на какие-то важные вопросы, так и ныне населяющие планету всматриваются в древнеегипетские артефакты, будто в них ключ к постижению себя.
Проклятие фараонов
Ученые, вооружившись новейшими технологиями, усердно ковыряются в древнеегипетских мумиях, благо подопытные, даже фараоны, ничего не могут на это возразить. Добавим: пока не могут. То, что прах тревожить нежелательно, известно во всех культурах и верованиях. О проклятии фараонов тоже все наслышаны. Там, где есть вторжение, и нет должного уважения, последствия могут быть самыми-самыми. И для прямых участников, и для косвенных.
Но не будем нагнетать. Главное из рациональной информации то, что четких ответов на простые вопросы исследователи мумий так и не получили.
Кто такие древние египтяне
Кто такие древние египтяне? Какова их расовая принадлежность? На эти вопросы ученые отвечают туманно и расплывчато. Такой-то процент такого-то (ближневосточного), а такой-то – этакого (средиземноморского), и немного еще вот такого (негроидного). А вообще у них много общего с лицами кавказской национальности.
С улыбкой согласимся с последним, учитывая то, что Ной, причалив на ковчеге к горе Арарат, всех нас сделал немного кавказцами.
И все-таки кто они? Чтобы что-то понять, не обязательно ковыряться в генетическом материале, достаточно посмотреть на древних египтян.
Статуя – сосуд для души
Скульптурный портрет – важная составляющая древнеегипетского искусства и всего жизненного уклада. Египтяне верили, что душа возвращается, важно, чтоб было куда, например, в скульптурное изображение. Поэтому во всех богатых захоронениях есть скульптуры покинувших этот мир египтян.
Статуи и статуэтки – это, возможно, идеализированный, но все-таки приближающийся к реальности образ. Человек изображался в расцвете лет и сил. Молодым, здоровым, почти атлетического сложения. Как и на древнеегипетских фресках, где профильная проекция фигур подчеркивает изящно-мужественный типаж мужчин Древнего Египта.
Даже если в произведениях искусства образы подводились под какой-то канон, то это очень красивый канон, говорящий о критериях красоты в древнеегипетском обществе. Если таковыми привлекательными были критерии, то и сама реальность не могла от них далеко уйти.
Высокие и красивые
Среди некоторых «ученых» бытует мнение, что древние египтяне были низкорослыми недомерками. Мол, проходы в усыпальницы не рассчитаны на высокий рост – современным европейцам нагибаться приходится.
Но усыпальница – это не дворец, там не танцуют, и вообще нос туда совать не положено, поэтому высота потолков сделана не под общественное заведение типа музея, а в идеале как недоступный объект. Ни для кого, ни для высоких, ни для низких.
Возьмем для примера статую смотрителя пирамид Ти, что находится в Каирском музее. Она изображает очень красивого юношу атлетического и в то же время изящного телосложения, с правильными чертами прекрасного лица. Высота статуи этого молодого человека 198 сантиметров. Даже с учетом того, что у древнего скульптора не было дефицита с материалом (это известняк), сложно представить здесь «модель» маленького роста.
Разве что положение «модели» обязывало: высокая должность – высокий рост, но и тогда не логичнее ли предположить не богатую фантазию скульптора в смысле масштабов, а упрямую реальность. Изображенный юноша был откровенно высок.
Смуглые и светлокожие
Так как расовая принадлежность во многом определяется цветом кожи, посмотрим на древнеегипетские изображения и с этой точки зрения. На фресках есть все оттенки, начиная с очень темного тона. Негроидные афроегиптяне подскажут одни. Вполне возможно. Соседние нубийцы и тем более эфиопы имели более темный цвет кожи, но их присутствие в древнеегипетском обществе ограничивалось положением рабов. Если они и смешивались с коренным населением, то это было вторичное явление, ничего не говорящее о происхождении древних египтян.
Кстати, Аида – героиня одноименной оперы, созданной на древнеегипетский сюжет, была чернокожей рабыней. И хотя ее полюбил коренной житель Египта, просто смуглый красавец Радамес, счастливы они не были. Эту историю написал патриот и знаток Древнего Египта Огюст Мариет. Люди, относящиеся к истории не формально, а с душой, часто бывают правы.
Сказать кое-что о расовой принадлежности древних египтян смогут скульптурные изображения, которые окрашивались.
Маленькие фигурки ремесленников и гребцов как раз имеют темный окрас А статуи солидных размеров из известняка, изображающие жреца или чиновника, как правило светло-коричневого тона.
Интересны скульптуры принца Рахотена и его супруги Нофрет. Это сидящие статуи — шедевр древнеегипетского искусства — сейчас находятся в Каирском музее.
У принца обычный для египтянина коричневый цвет кожи, а его супруга резко отличается светлым тоном тела. Да, это канон, когда мужское тело скульптор окрашивал в коричневый, а женскому придавал очень светлый тон. Все равно мы придем к исходной предпосылке – цвет кожи у древнего египтянина отнюдь не темный.
С тонкими чертами…
Правильные, скорее, европеоидные черты лиц египтян иногда создают впечатления зеркала. Будто европеец или подзагорелый житель средиземноморья смело обнажил свой, приближенный к идеальному, торс, не боясь ни общественного мнения, ни груза веков.
Вспомним и прекрасного смотрителя пирамид Ти. Тонкие черты юноши говорят о вполне европейском типе красоты. Можно добавить, во многом утраченном типаже. И дело не только в правильности черт. У этого юноши в облике есть некая высокая одухотворенность, не приниженная перед небесами, но устремленная к ним, не гордыня и не ущербность фанатика, а истинная высота духа.
Идеализация? Мол, таким и положено быть смотрителю пирамид. Возможно. Но идеализация говорит об идеалах, которые не на пустом месте появляются. А учитывая мастерское исполнение статуи и реалии египетского искусства, можно предположить, что в задачи скульптора входила точное отображение «модели», что и было сделано.
… и светлыми глазами
Глаза многих древнеегипетских статуй хорошо сохранились. Они делались из хрусталя или стекла на медной и алебастровой «подложке», имели поразительно натуральный вид, до сих пор заставляющий сердце екать, встречаясь взглядом с одушевленными изваяниями. И что характерно, эти инкрустации, как правило, светлого тона.
Цвет глаз – очень показательная лакмусовая бумажка расовой принадлежности. И их светлый тон – это не художественная прихоть автора, а реальное отражение действительности.
Откуда и куда
Историки находят много общего в культурах Древнего Египта, Месопотамии и доколумбовой Центральной Америки. Похожие мифы, то есть религия, и пирамиды. Совершенно идентичные ступенчатые пирамиды есть в Египте, Перу и Индонезии.
Поэтому неудивительно, что усиленно муссируется вопрос: кто к кому откуда пришел. Многие склонны считать, что цивилизация пришла с Месопотамии, видимо опираясь на древние тексты, говорящие о том, что один из праотцов поселился на Ниле.
Более смелые выдвигают версию об общем прапредке древних народов, откуда пошли и древние египтяне.
Великие Пирамиды – начало начал
Но и там, и там упускается один очень весомый факт.
Великие Пирамиды были только в Древнем Египте!
Если культуры были пришлыми, то где их родные пирамиды? Нету. Если б были, то стояли бы до сих пор, как в Египте. Значит, не могла Месопотамия осчастливить египтян.
Наличие общей пракультуры весьма вероятно, но эта гипотеза не отвечает на главные вопросы. Что сделало египтян Великим народом? Что дало толчок феерическому расцвету древнеегипетской цивилизации? Что, в конце концов, подвигло египтян на постройку Великих пирамид?
Созданные в середине 3-го тысячелетия до нашей эры, они больше не были повторены. Позднейшие сооружения – это не совершенствование великих достижений, а, наоборот, уход во все более скромный формат, не смотря на всю мощь древнеегипетской архитектуры в целом.
Будто кто-то оставил свой яркий след в древнеегипетской истории, оставшись инкогнито. Кто-то, чьи собственные следы исчезли.
И тут напрашивается две версии. Это ушедшая цивилизация типа Атлантиды, у которой были свои, но затонувшие, Великие пирамиды. Или более смелое предположение об инопланетных пришельцах, для которых Великие пирамиды могли бы быть как минимум космическим опознавательным объектом, вплоть до самых смелых предположений.
Фантастика? Возможно. Но кто докажет, что этого не могло быть?
Значит, первоистоки земной цивилизации логично искать именно в Египте, ни в коем случае не принижая значимость Древнего Египта соседними заимствованиями. Если и было влияние, то не от известных ныне соседних культур, а на порядок выше, а, может, и более.
Вот такие они загадочные египтяне. Такова тайна Древнего Египта. Уникальное, самобытное явление, которое будет волновать человечество, покуда оно существует. А то, что есть общие признаки с другими народами, так ведь куда-то надо было уходить. Когда закончилась эпоха фараонов и в 525 году до нашей эры Египет захватила персидская империя, история независимого Египта закончилась. А значит, и коренного народа Древнего Египта, следы которого можно искать, возможно, по всему миру.