Skip to content

Фото класс

Точка съемки и ракурс

 

Точка съемки и ракурс – понятия схожие и одни из ключевых в фотокомпозиции.

Точка съемки

Точка съемки может быть нормальной: фотокамера на уровне глаз фотографа, находящегося на одном уровне с объектом съемки. При фотосъемке портрета глаза модели и фотографа находятся на одном уровне.

При низкой точке съемки фотограф присел, и снимаемый объект оказался выше привычного уровня глаз. На модель он тогда смотрит снизу вверх.

При высокой точке съемки фотограф поднимает камеру вверх, и объект съемки, в том числе и портретируемый окажутся ниже привычного уровня восприятия. В визуальном плане. Хотя это может иметь и смысловое значение. Поднимая кого-то на воображаемый пьедестал, мы немного становимся меньше сами.

Ракурс – необычная точка съемки

Ракурс – это почти то же самое, но в усиленной форме. Если, к примеру, точка съемки не просто высокая, а очень высокая, фотограф не просто поднял камеру, а влез на дерево, то это уже ракурс. Если он не просто присел, а улегся на траву, чтобы сделать ну просто необычный кадр, то это тоже можно назвать ракурсом.

В общем, ракурс хорошо сочетается со словом «необычный». Там, где вместо привычного визуального восприятия предлагается необычная и непривычная точка съемки, то это точно ракурс.

Ракурс не ограничивается понятиями «выше — ниже». Здесь имеет значение и особенности объектива.

«Шутки» широкоугольников и айфонов

Например, широкоугольный объектив при сильном приближении к объекту может так его трансформировать, что он сам себя не узнает. С таким свойством искажения реальной перспективы, когда в кадре получается не то, что видит невооруженный глаз, а то, что хочет видеть сам «фотик» сталкивались и массовые ряды владельцев смарт- и айфонов. Чуть не так наклонили свой «фотофон», и ноги — что руки, а руки — что ноги.

А портрет верхом на лошади с мобильника можно делать разве что в боковой проекции. Морда лошади анфас получится гипертрофированных размеров, а всадник потеряется рядом с ней, и вся композиция в результате получится комической.

Гладя на такие «шутки» короткофокусной оптики, вполне можно сказать: «Какой необычный ракурс!» И на вас никто не обидится.

К слову, широкоугольником можно делать не только фотошаржи, но и решать очень серьезные задачи. Все зависит от замысла, видения и мастерства.

Необычный взгляд – залог успеха

Если продолжить рассмотрение понятия «непривычный взгляд» на привычные вещи, то нам откроется один из секретов гарантированно успешного фотоснимка.

Меняя привычную точку съемки, мы предлагаем зрителю по-новому взглянуть на обычное. И это уже в принципе может быть интересно.

Приближая телеобъективом дальний объект, никогда не виденный вблизи – это тоже новый взгляд на действительность.

С помощью макрообъектива всматриваясь в глаза жучка, мы открываем новый мир. Любой портрет любого насекомого будет по-любому интересен, если хотя бы глаза «модели» окажутся резкими.

Или просто лепестки маленькой фиалки, снятые обычным «полтинником» максимально близко.

Все смотрели, но не всматривались, а значит, и не видели.

У человека с фотокамерой больше возможностей не только видеть, но и увидеть.

Выбирая точку съемки и ракурс, фотохудожник предлагает свое видение этого мира, и этот новый взгляд может оказаться необычным и интересным.

Не самоцель, но средства

Но, конечно, какими бы ни были приемы в фотографии – это не самоцель, а средства. Художественные средства постижения действительности, выявления сути вещей, в идеале — божественной сути.

И маленький совет. Не старайтесь найти самое высокое дерево, чтобы сделать самый шикарный снимок. Во-первых, это может быть опасно, а во-вторых, возможно, ваш главный фотосюжет где-то совсем рядом.

За вами только выбор точки съемки или ракурса вкупе со всем арсеналом композиционных и технических приемов. Только не упустите нужный момент!

Designed using Brigsby. Powered by WordPress.